ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
01.09.2021
Индивидуальная программа работы педагога-психолога с подростком с девиантным поведением.
01.09.2021
Индивидуальная
программа работы педагога-психолога с подростком с девиантным поведением.
Содержание:
1.
Пояснительная
записка.
2. Основные принципы построения и реализации программы.
3. Формы организации работы с подростком.
4.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА:
- 1. Диагностические процедуры в программе.
- 2. Коррекционно-развивающая работа с подростком.
- 3.Формирование положительной нравственной направленности.
- 4.Содержание индивидуальной работы с подростком.
- 5.Работа с педагогами.
5. Список литературы.
Пояснительная
записка
Ключевым вопросом проблематики
социально-психологической адаптации подростков остается профилактика и
коррекция их девиантного и делинквентного поведения.
Под девиантным поведением понимают устойчивое поведение
личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее
реальный ущерб обществу или самой личности и сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.
К основным видам девиантного поведения относятся агрессивное, делинквентное,
зависимое и суицидальное поведение. Форма проявления девиантного поведения
зависит от индивидуальных особенностей, внешнего физического и социальных
условий, а главное от возраста человека. Достаточно часто детей данной группы
определяют как трудновоспитуемых, или трудных детей. Само слово трудновоспитуемость указывает
на затруднения в воспитании, формировании личности ребенка, на его
неспособность или нежелание усваивать педагогические воздействия и активно на
них реагировать. Трудновоспитуемый ребенок – это прежде всего тот, кто
оказывает активное сопротивление воспитанию, выражает неуважение, недоверие к
людям, проявляет негативизм к педагогическому процессу, провоцирует и создает
предпосылки для конфликтных ситуаций. Трудновоспитуемость может проявляться как
результат возрастного кризиса развития ребенка, неумения найти индивидуальный
подход к нему или как следствие дефекта психического и социального развития, а
также педагогических ошибок, особенно при проявлении самостоятельности ребенка.
Психолого-педагогические исследования позволили выявить ряд специфических
эмоционально-личностных особенностей подростков: несформированность
основных коммуникативных умений и навыков, неумение соблюдать социальную дистанцию в общении со взрослым, эмоциональная неустойчивость, неумение
распознавать эмоциональные состояния окружающих людей, острая потребность в
защите значимого взрослого человека, отсутствие системы ценностно-нравственных
представлений, повышенная враждебность к окружающим взрослым, ярко выраженные
реакции протеста в сложившихся условиях, отсутствие самоанализа, рефлексии,
трудности в выражении собственных чувств.
Основной особенностью данного возрастного
периода является появление «чувства взрослости» у подростка, желание
автономности и независимости, противопоставлению себя миру взрослых, что
выражается в нарушении правил, требований и запретов, вербальной агрессии по
отношению к взрослым. Бурный физический рост и гормональное развитие
обуславливает эмоциональную неустойчивость большинства подростков. Ведущей
деятельностью становится общение со сверстниками, авторитетами для подростков
являются ровесники или старшие дети. Но в то же время для подростков очень
значимо одобрение или порицание старших, в этом возрасте формируется устойчивый
образ «Я», самооценка, которая во многом зависит от окружающих, как взрослых,
так и сверстников.
Проведенное психологическое обследование
подростков с девиантным поведением позволили определить следующие особенности
их эмоционально-личностной сферы: заниженная самооценка, отсутствие навыков конструктивного
взаимодействия со взрослыми и сверстниками, несформированность нравственных
представлений, высокий уровень тревожности, наличие демонстративных и
возбудимых акцентуаций характера, наличие внутреннего напряжения, эмоциональная
неустойчивость, отсутствие чувства защищённости, «психологической
безопасности», доминирование отрицательных эмоций: грусти, подавленности,
обиды, гнева.
Выявленные особенности отражаются в поведении
подростка, являясь своеобразным механизмом психологической защиты в сложившейся
жизненной ситуации. Они негативно влияют на формирование личности подростка,
что препятствует его дальнейшей благоприятной социальной адаптации.
В связи с этим необходимо создание и реализация
в условиях образовательного учреждения программы работы с трудным
подростком по профилактике и коррекции девиантного и делинквентного поведения,
а также пропаганды здорового образа жизни, что в дальнейшем, поможет ему
успешно интегрироваться в социум.
Цель программы:
содействие социально-психологической адаптации подростка.
Задачи:
1. Коррекция агрессивного поведения;
2. Формирование положительной нравственной
направленности личности;
3. Развитие коммуникативных и социальных навыков,
навыков уверенного поведения;
4. Формирование навыков самопознания,
самораскрытия, устойчивой «Я-Концепции», уверенности в себе;
5. Обучение способам саморегуляции,
релаксации;
6. Обучение способам выплёскивания гнева и
негативных эмоций в социально-приемлемых формах.
Реализация перечисленных задач предполагает
овладение подростком следующими знаниями:
·
о методах и приёмах самоанализа,
самопознания, самосовершенствования;
·
о приёмах саморегуляции,
релаксации;
·
об
индивидуально-личностных особенностях;
·
о способах поведения в
конфликтных и стрессовых ситуациях;
·
о навыках эффективного
взаимодействия с окружающими.
и умениями:
·
применять на практике
навыки саморегуляции, самоконтроля, релаксации; овладеть способами
выплёскивания гнева и негативных эмоций в социально приемлемых формах;
·
осознавать, принимать и
понимать чувства, эмоции, настроения свои и окружающих людей, проявлять сочувствие,
сострадание, эмпатию;
·
овладеть навыками
уверенного поведения, бесконфликтного общения;
·
уметь самостоятельно
принимать решения в ситуациях нравственного выбора;
·
правильно реагировать в
трудных жизненных ситуациях;
·
применять навыки социально-психологической
адаптации в современном социуме.
Основные принципы построения и реализации программы.
Методологической основой программы стали
принципы структурного, когнитивного, личностно-ориентированного подходов.
К принципам построения
содержания программы относятся:
·
единство диагностических
и коррекционных мероприятий;
·
учёт психологических и
возрастных особенностей ребенка, его социальной ситуации развития;
·
взаимосвязь этапов
реализации работы;
·
комплексность и системность
коррекционно-развивающей и профилактической работы.
Реализация содержания программы основывается на следующих
положениях:
·
гуманизма – утверждение норм уважения и доброжелательного отношения к ребенку,
исключение принуждения и насилия над его личностью;
·
конфиденциальности
– информация, полученная
психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или
случайному разглашению;
·
компетентности
– психолог чётко
определяет и учитывает границы собственной компетентности;
·
ответственности
– психолог заботится, прежде
всего, о благополучии ребенка и не использует результаты работы ему во вред.
Формы
организации работы с подростком:
Основные направления работы.
·
Диагностические
мероприятия с подростком;
·
Коррекционно-развивающие
занятия с подростком;
·
Профилактическая работа;
·
Взаимосвязанная
деятельность с администрацией, учителями и родителями.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА
1. Диагностические процедуры в программе:
Важным аспектом реализации программы
сопровождения детей «группы риска» является проведение
психодиагностических исследований с целью получения информации о динамике
психического развития воспитанников и планирования дальнейшей сопровождающей
работы, выработки рекомендаций по оптимизации воспитательного процесса, оценки
эффективности развивающей работы.
Программа диагностики личности подростка
Название,
автор |
Цель
|
Рисунок человека (К. Маховер) |
Особенности личности |
Тест Филлипса |
Диагностика свойств личности |
Опросник Леонгарда |
Акцентуации характера |
Тест Айзенка «Самооценка психических состояний» |
Тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность |
Шкала тревожности Кондаша |
Уровень межличностной, самооценочной, школьной тревожности |
Опросник С. Шварца |
Ценностные ориентации |
Шкала самооценки уровня тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л.
Ханина. |
Диагностика свойств личности и
психических состояний |
Методика «Пословицы» С.М. Петровой |
Сформированность нравственных представлений, особенности
ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе |
Опросник Басса-Дарки |
Агрессивность, враждебность |
Тест Айзенка «Тип темперамента» |
Особенности темперамента человека |
Проективные методики «Прогулка по лесу». Дверь в душу»,
«Коллективный рисунок» |
Изучение эмоциональных, мотивационных и межличностных
характеристик личности подростка. |
Методика экспресс-диагностики
характерологических особенностей |
Диагностика профессиональной ориентации. |
2. Коррекционно-развивающая работа с подростком:
Цель: формирование навыков социально-психологической адаптации у
подростка.
3.Формирование положительной нравственной направленности:
Нравственность (мораль) – одна из важнейших сфер человеческих
отношений, полных страстей, внутренней борьбы, взлетов и падений. Моральные
проблемы проходят через сердце каждого ребенка, касаются самых сокровенных
желаний, стремлений, чаяний. Мораль – это единственное знание, которое лежит в
основе оценки всех действий и деяний людей и, разумеется, всех направлений их
общественной деятельности.
Задачи:
·
создание собственного
отношения к жизни;
·
формирование
нравственных основ личности;
·
формирование
гуманистического отношения к окружающему миру;
·
изучение приоритетных
жизненных ориентиров и нравственных ценностей подростка;
·
формирование внутренней
потребности к самосовершенствованию;
·
расширение культурного
кругозора;
·
развитие культуры
этического мышления;
·
развитие способности
морального суждения и оценки;
·
развитие умения
самостоятельно принимать решение в ситуации нравственного выбора;
·
обучение подростка
сочувствовать другим, сверстникам, взрослым и живому миру.
Вопросы нравственного развития, воспитания,
совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно
сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема
нравственного воспитания становится все более актуальной.
В личности ребенка происходят качественные
изменения, связанные с ростом самосознания. Ребенок начинает ощущать,
осознавать себя личностью. Он еще не личность в восприятии взрослых, но уже
личность в собственном восприятии. Овладение комплексом нравственных требований
и умений способствует его личному развитию.
Тематический план занятий-бесед с подростком
№ |
Тема занятий |
Кол-во часов |
1. |
Воспитание человечности. Настоящая мудрость. |
1 |
2. |
Кто достоин уважения. Как стать лучше. |
1 |
3. |
Разговор о совести. Помогаем другим. |
1 |
4. |
Красота души. Учимся видеть хорошее. |
1 |
5. |
Золотое правило жизни. Умение прощать. |
1 |
6. |
Тропа милосердия. Сила любви. |
1 |
7. |
Как стать счастливым. Жизнь в единстве. |
1 |
8. |
Быть
ответственным. Разговор о совести. |
1 |
4.Содержание индивидуальной работы с подростком:
Цель |
Игры и упражнения
|
Формирование
положительной устойчивой «Я-концепции». |
«Мой
портрет в лучах солнца»; «Я-реальное
и я-идеальное». Самоанализ. «Автобиография». Самоанализ «Мой темперамент». Диагностика. «Мой характер». Тест Айзенка. «Тип
личности». Тест «Шесть рек» «Мои
чувства, мысли и желания»»; «Хочу
стать личностью. Мои цели, ценности и установки. Планирование жизни» «Хочу,
могу, надо». Самовоспитание «Как
стать лучше. Приёмы самовоспитания» «Мои
способности, интересы, достижения и успехи» и др. |
Обучение
способам выплёскивание гнева и негативных эмоций в социально-приемлемых формах. |
«Копилка
обид»; «Грустные мысли»; «Лист
гнева»; метание
дротиков в мишень; «Подушка-колотушка».
«Воздушный
шар» |
Обучение
способам релаксации и саморегуляции. |
«Розовый
куст»; «Камень
у ручья»; Аутогенная
тренировка; «Маяк», «Поплавок»;
«Передача
энергии» «Ритмичное
дыхание», «плавное
дыхание». Самовнушение.
Позитивные установки и др. |
5.Работа с педагогами:
Цель: оптимизация взаимодействия в системе «учитель-ученик».
Задачи:
1. Информирование педагогов об
индивидуально-психологических особенностях подростка по результатам
психологических исследований.
2. Обучение педагогов навыкам конструктивного,
эффективного общения с подростками.
Рекомендации по конструктивному общению с подростком.
1. Применение приемов ненасильственного общения:
активное слушание, Я-сообщение, отказ от речевой агрессии.
·
Обращайтесь к ребенку по
поводу нарушения им правил поведения с помощью речевого сообщения –
«Я-высказывания» («Я узнала», «Мне сообщили, что ты был наказан…»). Дайте
понять, что такое поведение не прошло незамеченным, опишите его.
·
Выразите свои чувства по
этому поводу («Я чувствую, что…», «Я огорчена, обеспокоена» и т.д.).
·
Укажите на возможные
последствия такого поведения, как вы их видите («Это, на мой взгляд, может
привести…»)
·
Выскажите свои мысли по данному
поводу («Я думаю…», «Я считаю…»; «Мне кажется…»; «По-моему…»; «На мой
взгляд…»).
·
Дождитесь обратной
связи, дайте опровергнуть или подтвердить ваши мысли. Будьте готовы к различным
реакциям подростка: кричит, молчит, опровергает, обвиняет. Работайте с ним!
·
Выставите требования
«конституции»: «Я собираюсь предпринять меры» (указать, какие).
·
Выразите желание, что
следовало бы сделать («Я хочу, чтобы ты бросил нарушать дисциплину, но решение
за тебя принимать не могу»). Таким образом, вы передаете ответственность за его
поведение ему самому.
·
Напомните, что вы готовы
помочь, если он захочет этого («Чем я могу помочь тебе?»). Предоставьте
инициативу ему. Помогайте, а не овладевайте всей ситуацией.
·
Выразите свою
уверенность в том, что он примет верное решение, непосредственно относящееся к
его жизни, сохраняющее ее («Я верю, что в следующий раз ты поступишь
по-другому»).
2. Выработка единых правил и требований к
ребёнку.
·
В разговоре с ребенком
выразите свои чувства по поводу этого разговора, подчеркните важность таких
моментов для вас («Я рада, что мы с тобой поговорили»; «Спасибо, что ты меня
выслушал»; «Мне было очень важно (трудно) поговорить с тобой на эту тему»).
·
Не стоит ругать,
обвинять, задавать вопросы «почему», игнорировать, делать так, чтобы подросток
испытывал чувство вины, выяснять причину, уличать. Это не будет способствовать
налаживанию конструктивных отношений с подростком.
3. Включение подростка в работу секций, кружков.
Применение
необходимых психолого-педагогических мер в воспитании личности подростка:
Симптомы нарушений
|
Задачи развития |
Методы развития |
Нарушение взаимодействия со сверстниками |
Научить приемам и навыкам эффективного межличностного
общения со сверстниками, установления дружеских отношений, проявлению
готовности к коллективным формам деятельности; обучать приемам
самостоятельного разрешения конфликтов мирным путем |
Участие в играх на организацию внутригруппового
сотрудничества и распределения ответственности, на принятие подростком
различных ролевых отношений: исполнительских, лидерских, контролирующих и
т.д., на переживание общих чувств успеха и неудачи |
Нарушение взаимодействия с педагогами |
Научить устанавливать адекватные ролевые отношения с
педагогами на уроках и вне их, проявлять уважение к учителю |
Различные ролевые отношения со взрослыми: позиция ведомого,
ведущего, контролирующего; принятие помощи взрослого и оказание помощи
взрослому; переживание общих чувств |
Несоблюдение социальных и этических норм |
Подвести к осознанию необходимости принятия и соблюдения
классных и школьных социальных и этических норм |
Разработка и обязательное выполнение игровых норм поведения
и взаимодействия, контроль за исполнением определенных правил другими
участниками группы, в том числе взрослыми, проживание различных ситуаций в
условиях соблюдения и несоблюдения необходимых норм |
Неадекватное отношение к себе |
Формировать адекватную позитивную «Я-концепцию» и
устойчивую самооценку |
Создание ситуации успеха, создание условий для осмысления
подростком себя, своих поступков и социальных отношений, организация
ситуативной позитивной обратной связи и продуктивной критики. |
Список литературы
1.Бадмаев, С. А.
Психологическая
коррекция отклоняющегося поведения школьников [Текст] / С. А. Бадмаева. – М.:
Изд-во «ВЛАДОС», 1997. – 240 с.
2. Белкин, А. С.
Внимание – ребёнок.
Причины, диагностика, предупреждение отклонений в поведении школьников [Текст]
/ А. С. Белкина. – Свердловск.: Сред.-Урал.кн.изд-во,1981. – 125 с.
3. Бодалёв, А. А.,
Столин, В. В.
Общая
психодиагностика [Текст] / А. А. Бодалёва, В. В. Столина. – СПб.: Изд-во
«Речь», 2002. – 440 стр.
4. Личко, А. Е.
Основные типы
нарушителей поведения у подростков. Патологические нарушения поведения у
подростков [Текст] / А. С.Личко. – Л., 1973, - 216 с.
5. Мадорский, Л. Р.,
Зак, А. З.
Глазами подростков
[Текст]: кн. для учителя / Л. Р. Мадорского, А. З. Зак. – М.: Просвещение,
1991. – 95 с.
6. Немов, Р. С.
Психология. [Текст]:
учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 2. Психология
образования / Р. С. Немова. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, - 1994. – 496 с.
7. Психологические
тесты [Текст] /Под ред. А. А. Карелина: В 2т. –М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,
2002. – т.1. – 312 с.: ил.
8. Психолоигчксие
тесты [Текст] / Под ред. А. А.Карелина: В 2т. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,
2002. – т.2. – 248 с.: ил.
9. Руководство
практического психолога: Психологические программы развития личности в
подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В. Дубровиной. – 4-е
изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 128 с.
10. Семенюк, Л. М.
Психологические
особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции [Текст]:
учебное пособие / Л. М.Семенюк. – 2-е изд. – М.: Московский
психолого-социальный институт: Флинта, 2003. – 6 с.