anot_obshhestvoznanie_5-11

Аннотация к рабочей программе по обществознанию
Для 5-11 классов
Предлагаемая рабочая программа составлена на основе рабочих программ по
обществознанию для 5 – 9 классов под руководством Л. Н. Боголюбова. Рабочие
программы к УМК под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой «Обществознание. 5 –
9 классы». Данная линия учебников соответствует Федеральному государственному
образовательному стандарту основного общего образования, одобрена РАО и РАН, имеет
гриф «Рекомендовано» и включена в Федеральный перечень.
Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для
полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и
правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и
гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и
использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного
поведения. Выпускник основной школы должен получить достаточно полное
представление о возможностях, которые существуют в современном российском обществе
для продолжения образования и работы, для самореализации в многообразных видах
деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни
общества. Курс призван помогать предпрофильному самоопределению.
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих
целей:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (1015лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия
социальной информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой
культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и
самореализации;
-воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к
социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям,
закрепленным в Конституции Российской Федерации;
-освоение на уровне функциональной грамотности системы необходимых для социальной
адаптации знаний: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых
обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной
среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных
отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданин
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в
области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной
деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми разных
национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности,
правоотношений, семейно-бытовых отношений.

5 класс
Характеристика учебного предмета

Курс «Обществознание» по программе Л.Н.Боголюбова позволяет учащимся получить
знания из родственных дисциплин: экономики, философии, психологии, социологии,
политологии, правоведения, помогает им ориентироваться в большинстве отраслей
знаний. Содержание основного общего образования по обществознанию представляет
собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его
основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений.
Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные
навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые
нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом
содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и
практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками
социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих
типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в
учебном процессе и социальной практике.
Цель курса: сформировать первоначальные представления о сферах общества:
экономической, политической, социальной, духовной;
Способствовать осознанию учащимися роли человека в обществе, процесса самопознания
и осознанию своего места в истории своей страны.
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по
обществознанию.
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при
изучении содержания курса, являются:
. мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
. заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании
своей страны;
. ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к
Отечеству;
необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его
правам и свободам как высшей ценности;
стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства;
признании равноправия народов, единства разнообразных культур;
убежденности в возможности важности для общества семьи и семейных традиций;
осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы
проявляются в:

. умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки
цели до получения и оценки результата);
. умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций;
рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
. способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные
способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных
ролей, свойственных подросткам;
. овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,
дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
. умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с
использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике,
на:
Использование элементов причинно-следственного анализа;
Исследование несложных реальных связей и зависимостей;
Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев
для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках
различного типа;
Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и
коммуникативной ситуации;
Подкрепление изученных положений конкретными примерами;
Оценку своих учебных достижений , поведения, черт своей личности с учетом мнения
других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей
среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических
требований;
Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование
своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания
программы по обществознанию являются:
. относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях
общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
. знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с
опорой на эти понятия явления социальной действительности;

. знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения
старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
. умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных
источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие
термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей
(анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные,
соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с
позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
. понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в
мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развития общества;
. знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их
роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и
правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на
необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной
повседневной жизни;
. приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и
гражданственность;
. знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека,
основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм,
регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
. понимание значения трудовой деятельности для личности и общества;
. понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими
способами познания;
. понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
. знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с
другими видами деятельности;
. знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение
использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки
необходимой социальной информации;
. понимание языка массовой социально- политической коммуникации, позволяющее
осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты,
аргументы, оценочные суждения;
. понимание значения коммуникации в межличностном общении;
. умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог,
участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
. знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов

Рабочая программа реализует УМК:
Обществознание. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/ под редакцией
Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Ивановой.– М.: Просвещение, 2013;

Аннотация к рабочей программе по обществознанию
6 класс
Общая характеристика учебного предмета.
Изучение курса позволит заложить у учащихся основы знаний, необходимых для
изучения общественных проблем в старших классах; позволит ввести учащихся в мир
общественных отношений и научится жить в этом мире; будет способствовать
определению учащимися места в мире и выработке жизненной стратегии; будет
способствовать формированию у учащихся представления о себе как гражданине
общества.
Изучение обществознания в 6 классе направлено на достижение следующих
целей:
развитие критического мышления в процессе восприятия социальной информации
и определения собственной позиции;
 развитие нравственной и правовой культуры, способности к самоопределению и
самореализации;
 воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности,
уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и
демократическим ценностям;
 освоение системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе;
основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах
личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах
человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений;
 овладение
умениями
познавательной,
коммуникативной,
практической
деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового
возраста;
 формирование опыта применения полученных знаний в межличностных
отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и
вероисповеданий;
самостоятельной
познавательной
деятельности;
правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Задачи курса:
Начать формирование представлений об обществе и человеке как субъектах
материального мира; гражданстве, моральных и правовых нормах как регуляторах жизни
общества. Сформировать первичные знания о нашем государстве, его структуре и
символах.
 Развить способность ориентироваться в различных жизненных ситуациях,
способности к самопознанию и самооценке; развивать потребность в соблюдении
нравственных и правовых норм, важнейших регуляторах общественной жизни;
формировать способности оценивать действительность и поступать с позиции
гражданственности.
 Воспитывать уважение к государству, нравственным и правовым нормам, людям
разных национальностей и культур; формировать чувство сопричастности к


истории, культуре, традициям малой и большой Родины;
толерантность и гуманизм.
. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.

воспитывать

В соответствии с ФГОС результаты обучения обществознания, как и другим школьным
предметам, условно подразделяются на личностные, метапредметные и предметные.
Личностные результаты:
1) Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважению к
Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание основ культурного наследия народов России и
человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной;
2) Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования,
профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а
также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта
участия в социально значимом труде;
3) Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
4) Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, а
также к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
5) Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах;
6) Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно – исследовательской, творческой и
других видов деятельности;
8) Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения, в том числе в чрезвычайных
ситуациях;

9) Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления;
10) Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) Развитие эстетического сознания посредством изучения общественной жизни,
отраженной в художественных произведениях народов России и мира, творческой
учебной деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
1) Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
2) Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) Умение оценивать правильность
возможности её решения;

выполнения

учебной

задачи,

собственные

5) Владение навыками самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно – следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
7) Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
8) Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
9) Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;

10) Формирование и развитие компетентности в области использования информационно –
коммуникационных технологий (ИКТ).
Предметные результаты. Изучение предметной области «Общественно – научные
предметы» должны обеспечить:
1) Формирование мировоззренческой, ценностно – смысловой сферы обучающихся,
личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности,
правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям,
закрепленным в Конституции РФ;
2) Понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как
важного фактора формирования качеств личности, её социализации;
3) Владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между
природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияние на
качество жизни человека и качество окружающей его среды;
4) Осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире;
5) Приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной
ориентации в окружающем мире, адаптации в нем, формирование собственной активной
позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.
При изучении общественно – научных предметов задача развития и воспитания личности
обучающихся является приоритетной.
Предметные результаты изучения «Обществознания» должны отражать:
1) Формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской
гражданской
идентичности,
патриотизма,
гражданственности,
социальной
ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям,
закрепленным в Конституции Российской Федерации;
2) Понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий
общественного развития;
3) Приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений
для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения
типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся,
межличностных отношений, включая отношения между людьми различных
национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;
4) Формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и
поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения,
установленными законодательством РФ, убежденности в необходимости защищать
правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовать основные
социальные роли в пределах своей дееспособности;

5) Освоение приёмов работы с социально значимой информацией, её осмысление;
развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные
оценки социальным событиям и процессам;
6) Развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению
общественных дисциплин.

7 класс
Цель данного курса – сформировать первоначальные представления о сферах общества:
экономической, политической, социальной, духовной.
Изучение обществознания в 7 классе в курсе общего образования направлено на
достижение следующих целей:

формирование целостного представления о мире, основанного
приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;

приобретения опыта разнообразной деятельности
коллективной), опыта познания и самопознания;

(индивидуальной

на
и


развитие личности, ее духовно-нравственной, правовой культуры,
экономического образа мышления, социального поведения, основанного на
уважении законов и порядка, способности к личному самоопределению и
самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

воспитание гражданской ответственности, правового самосознания,
толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям,
закрепленным в Конституции РФ;

освоение системы знаний об экономической деятельности людей, об
обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений,
необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных
ролей человека и гражданина;

овладение умениями получать и осмысливать социальную (в том числе
экономическую и правовую) информацию. Анализировать полученные знания;

освоение способов познавательной, коммуникативной, практической
деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и
государства.
Курс формирует следующие умения и навыки:
В результате изучения обществознания ученик должен
Знать/понимать:
 Знать основные обществоведческие термины, распознавать и употреблять их;
 Знать основные положения и понятия, отражающие природу человека, его
взаимодействие с другими людьми, функционирование и развитие общества,
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
Уметь:
 Выделять главную мысль, составлять план;
 Описывать изучаемый объект;
 Сравнивать социальные объекты или источники;

 Характеризовать (описывать) общество как форму жизнедеятельности людей;
Объяснять взаимосвязь общества и природы; сфер общественной жизни;
 сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявляя их
общие черты и различия;
 объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов;
 оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм;
 решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
 для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
 общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
 нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
 реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения
гражданских обязанностей;
 первичного анализа и использования социальной информации.
.
8 класс
Цель обучения: формирование интереса и положительной мотивации школьников к
изучению предметов гуманитарного цикла, а также способствовать реализации
возможностей и интересов учащихся.
Реализация рабочей программы способствует:
- развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и
правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на
уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к
изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим
и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
- освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для
последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях
системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
- овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в
семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами по-

ведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

9 класс
Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека, её
познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в
том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции;
развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления,
способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности,
уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим
ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых
для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно
оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в
социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования
общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение
умениями
познавательной,
коммуникативной,
практической
деятельности в основах социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
- формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач
в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной
деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми
различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной
деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Место предмета в базисном учебном плане
Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и
навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом
направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего
(полного) общего образования являются:
•
определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение,
сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
•

объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

•
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные
социальные ситуации;
•
применение полученных знаний для определения экономически рационального,
правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных
ситуациях;

•
умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в
том числе от противного);
•
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и
извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых
системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение
основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности
полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели
(сжато, полно, выборочно);
•
выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное,
просмотровое, поисковое и др.);
•
работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное
восприятие языка средств массовой информации;
•
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения
задач творческого и поискового характера;
•
участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской
деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что
произойдет, если...»);
•

формулирование полученных результатов;

•
пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями
для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации
результатов познавательной и практической деятельности;
•
владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,
дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога
(диспута).

10-11 классы
(базовый курс)
Рабочая программа предусматривает наряду с традиционными нетрадиционные
формы организации образовательного процесса: дискуссии, дебаты, круглые столы,
презентации, конференции, аукционы, брейн–ринги, КВН и др.; предусматривает
использование различных современных технологий обучения (интерактивное обучение с
использованием ИКТ ), что способствует развитию коммуникативных навыков, развитию
критического мышления.

Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом
уровне направлено на достижение следующих целей:


развитие

личности

в

период

ранней

юности,

ее

духовно-нравственной,

политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения,
основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и
самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;


воспитание

правового

общероссийской

самосознания,

идентичности,

толерантности,

гражданской

приверженности

ответственности,

гуманистическим

и

демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;


освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об

обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для
взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и
гражданина,

для

последующего

изучения

социально-экономических

и

гуманитарных

дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или
для самообразования;


овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе

экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные
данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности,
необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;


формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения

типичных задач в области социальных
деятельности,

межличностных

отношений,

отношений;
отношений

гражданской и общественной
между

людьми

различных

национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих
действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия
правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Обще учебные умения, навыки и способы деятельности
Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и
навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении
приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего
образования являются:
-

определение

сущностных

характеристик

изучаемого

объекта,

сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
-

объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

сравнение,

-

решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные

ситуации;
-

применение полученных знаний для определения экономически рационального,

правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных
ситуациях;
-

умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том

числе от противного);
-

поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и

извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых
системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной
информации

от

второстепенной,

критическое

оценивание

достоверности

полученной

информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно,
выборочно);
-

выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное,

просмотровое, поисковое и др.);
-

работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие

языка средств массовой информации;
-

самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения

задач творческого и поискового характера;
-

участие

в

проектной

деятельности,

владение

приемами

исследовательской

деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что
произойдет, если...»);
-

формулирование полученных результатов;

-

создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов,

процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
-

пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для

обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации
результатов познавательной и практической деятельности;
-

владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,

дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей
продолжения образования или будущей профессиональной деятельности
10-11 классы (профильный уровень)

Рабочая программа курса обществознания в 10-11 классах (профильный уровень)
составлена по программе, разработанной в лаборатории обществоведения ИСМО РАС
группой авторов под руководством академика РАС, доктора педагогических наук,
профессора Л. Н. Боголюбова, допущенной Министерством образования и науки
Российской Федерации, на основе Федерального компонента Государственного стандарта
среднего общего образования (профильный уровень).
Целями курса являются:
- развитие личности в период ранней юности, её духовной культуры, социального
мышления, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин;
критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную
информацию и уверенно ориентироваться в её потоке;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной
ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям,
положенным в основу Конституции РФ;
- освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии,
социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной
средой и успешного получения последующего профессионального образования и
самообразования;
- овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации
полученных данных;
- освоение способов познавательной, практической деятельности в характерных
социальных ролях;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных
задач в области социальных отношений; в сферах: гражданской и общественной
деятельности, межличностных отношений (включая отношения между людьми разных
национальностей и вероисповеданий), познавательной, коммуникативной, семейнобытовой деятельности; для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук.

Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения обществознания на профильном уровне предусматривается
формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов
деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются:
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный
выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального
анализа;
- исследование реальных связей и зависимостей;
- умение развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить
доказательства (в том числе от противного);
- объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных
примерах;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и
извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых
системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
- отделение основной информации от второстепенной.
- передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно,
выборочно);
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из

аудиовизуального ряда в текст и др.)
- уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики;
адекватное восприятие языка средств массовой информации;
- владение навыками редактирования текста;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения
задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебноисследовательской работы: владение приемами исследовательской деятельности.
- формулирование полученных результатов;
- создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов,
процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий.
- пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для
обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации
результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог,
дискуссия, полемики.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89634215413

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».