МУЗЕЙ

12.10.2018

РОЛЬ ШКОЛЬНОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

В настоящее время школьное историческое краеведение занимает большое место в образовании и воспитании школьников. Историко-краеведческое воспитание закладывает основы нравственности, гражданственности и патриотизма. Становление личности невозможно без осознания преемственности к определенной культурно- исторической общности. Историческое сознание личности помогает ориентироваться в настоящем, определять направлении я в будущем, помогает ощутить себя в историко-культурном процессе, осознать преемственность поколений, свою историческую идентичность. Важную роль в формировании исторического сознания играет историческое краеведение. Краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее значение. Значительные исторические события, рассматриваемые через призму данной конкретной личности, становятся более понятными, приобретают особое воспитательное и образовательное значение. Большую роль в решении педагогических задач по изучению родного края играет краеведческий музей. Более значимую роль, в связи с этим, выполняет школьный музей, который способствует формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, чувства любви к малой родине, уважения к опыту предыдущих поколений. Школьный краеведческий музей – центр воспитательной работы, эффективная форма организации и подачи краеведческого учебного материала, база углубленного изучения истории, жизни школы, города, массового вовлечения учащихся в краеведческую и поисковую деятельность. Главное, музей дает возможность изучать прошлое не только через созерцательное восприятие, но и активно участвовать в историко-краеведческой работе. Такое участие школьников может осуществляться на основе диалога как формы межсубъектной коммуникации, при которой каждый участник видит в другом равноправного, свободного, активного в высказываниях собеседника, уважает его позицию, убеждения, интересы и мнения.

Музейная образовательная среда выполняет не только воспитательные функции, но и формирует практические навыки поисковой, исследовательской деятельности, развивает инициативу, общественную активность школьников, предоставляет большие возможности для организации самостоятельной и творческой работы учащихся. В современной школе проходят обучение учащиеся с новым миропониманием. Естественно, что обеспечить реализацию их жизненных способностей и устремлений общеобразовательной школе весьма проблематично. Поэтому сегодня очень важно прибегать к методам и средствам, имеющим наибольшее воздействие на подрастающее поколение. В школах ведется поиск методических приемов и форм, новейших подходов к учебной и внеучебной работе для приобщения подростков к нормам и правилам общественной жизни. Историко-краеведческое воспитание средствами школьного музея имеет огромное значение в становлении личности, является эффективным методом совершенствования образовательной среды.

В МКОУ «Ирибская СОШ» работает школьный краеведческий музей. Музей  начал свою работу благодаря инициативе,  организационной, научно - методической деятельности педагогического и школьного коллектива. Организация школьного музея стала одной из лучших форм общественно-полезной работы юных краеведов, историков, объединяющая не только актив музея, но и широкие массы учащихся, учителей, родителей, бабушек и дедушек, общественности.

Цели  и задачи музея. Историко-краеведческое и патриотическое воспитание; поиск и сбор материалов краеведческого характера; учет и хранение собранных документов, предметов, материалов и их научная проверка, систематизация и методическая обработка; оформление и экспонирование материалов; использование материалов музея в учебно-воспитательной работе.

Следующим шагом стало составление тематического плана музея. Наличие такого документа является условием целенаправленного поиска материалов. При составлении тематического плана нашего музея, особое внимание уделялось желанию отразить историю села. В настоящее время музейная экспозиция состоит их трех разделов: «История села» и «Культура и быт прошлого века».

Куратор  музея провела  работу по учету музейной коллекции. Она определила функциональное значение каждого экспоната. Сбор материалов ведется постоянно через систему заданий, разработкой которых занимается  куратор музея, учителя истории

В системе историко-краеведческого воспитания важное место занимает экскурсионно-массовая работа, которая предполагает подготовку и проведение экскурсий, а также использование музея в общественной жизни школы, включение его в единую систему учебно-воспитательной работы школьного коллектива.

Одной из форм изучения местного края, его истории и современного состояния является историко-краеведческая экскурсия, которая дает возможность учащимся знакомиться с подлинными памятниками истории, краеведческими объектами в их естественных условиях. На экскурсии объектом познания всегда бывают средства наглядности, в основном подлинные памятники истории. Именно эта особенность делает ее важнейшим средством активизации познавательной деятельности учащихся

Другим видом экскурсии является экскурсия по музейным экспонатам. Разрабатывая тематику экскурсий, учащиеся изучали краеведческую специальную литературу и архивные материалы. В результате совместной творческой научно-исследовательской работы разработана тематическая  экскурсия: «Культурно-историческое наследие нашего села»

В практике учителей истории музейные уроки, посвященные краеведческим темам. Обстановка музея, просмотр мультимедийных презентаций музея делают такие уроки интересными, эмоциональными и запоминающимися. Внеклассная работа, проводимая в школьном музее, направлена на историко-краеведческое воспитание. Викторины по краеведению, –  развивает интерес и углубляет знания учащихся в области истории родного села .

Только в том случае, когда ведется  исследовательская работа по изучению села и района, когда собранные учащимися материалы для музея широко используются на уроках и на внеклассных мероприятиях, только тогда учащиеся свою работу по созданию музея будут считать важной и необходимой.

Таким образом, внеклассная работа по истории края в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формированию гражданственных понятий и навыков. Она раскрывает учащимся связи родного села с Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого района, города, села с жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждого школьника. Внеклассная работа краеведческого характера играет существенную роль в формировании патриотизма молодого поколения в идейно-политическом воспитании учащихся. Работа школьного музея вносит что-то новое в знания учащихся по истории родного края, углубляет и расширяет их.

 

ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ – ХРАНИТЕЛЬ И НОСИТЕЛЬ ИСТОРИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ

 

Ни для кого не секрет, что приоритеты современного общества расставлены, увы, не в пользу духовно-нравственных ценностей. В связи этим школа, выполняя социальный заказ общества все большее внимание должна уделять именно воспитательному аспекту современного образовательного процесса. Воспитать гражданина и патриота – вот основная задача школы.

Отвечая запросам времени, в  в нашей школе был создан историко – краеведческий музей, поскольку несомненна роль школьного музея в воспитательном процессе в целом и в патриотическом воспитании в частности. Создавая музей, мы ставили перед собой следующую задачу:

- воспитание у школьников патриотизма, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего и других народов;Хочу такой сайт

На чем же основана работа с учащимися в нашем музее? Прежде всего, необходимо отметить

- организацию культурно-просветительской, методической, информационной деятельности;

- это и проведение классных часов, посвященных героям войны,

- проведение тематических уроков «Мужества»;

Вся эта работа невозможна без привлечения к работе родителей и педагогов-предметников: работа в музее обязательно предусматривает интегрированные уроки с учителями истории, литературы, музыки, ИЗО, географии. Подобные музейные уроки помогают ребятам больше узнать больше об истории и природе родного села, о людях, которые его населяют, об их традициях – все это закладывает основы духовно-нравственного формирования личности.

Основной направленностью в нашей деятельности мы выбрали историю района, историю нашего села и главное это культура и быт ушедшего столетия.

 Краеведческую  и исследовательскую работу в музее ведут и учащиеся. Конечно, они работают под руководством более старших и опытных педагогов, но главное, что ребята заинтересованы и с удовольствием участвуют во всех традиционных мероприятиях:

- изучение истории Родного села;

- посещение и активное сотрудничество с музеями района;

- активная работа по оформлению музейной экспозиции..

Делая акцент на воспитание патриотизма, мы не могли обойти вниманием жизнь героев нашего села - ведь это неотъемлемая часть истории нашей страны. Изучая эти страницы истории, наши учащиеся создают свою страницу в работе нашего музея.

В этом году, благодаря кропотливой, последовательной и поистине творческой работе наших Готовится фотоэкспозиция «Моя малая родина», куда войдут фотографии, сделанные ребятами по теме «Мой село», «Мой современник», «Природа и мы». Также принимаем мы участие и в литературном конкурсе: две молодые «поэтессы», стихотворения которых посвящены героям, погибшим в республике Афганистан и ветеранам ВОВ, стали его участниками.

Именно благодаря,  методически  выстроенной работе музея чувствуется уже сейчас уважительная, трепетное отношение наших учащихся к истории своей страны, желание работать дальше, совершенствоваться и привлекать ребят более младшего возраста. Видно, как с каждым мероприятием, с каждой успешно проделанной работой, сердца ребят наполняются гордостью за свой народ, за те события, о которых им довелось рассказывать, над чем пришлось работать и что нужно было узнать в процессе кропотливой исследовательской работы.

Внутренний мир человека сам по себе не формирует осознание чувства патриотизма – он лишь основа. Формирование происходит тогда, когда он соприкасается с общественными ценностями, идеалами и традициями. И поэтому совершенно органично в работу музея вплелось празднование народных праздников: «Ураза байрам», «Праздник первой борозды» и т.д.

В заключении нельзя не признать, что работа педагогов, а самое главное учащихся гимназии, актива совета музея несет фундаментальную закладку в духовно-нравственное становление подростков. Ведь именно патриотизм, желание служить Отечеству, стараться быть не только успешным человеком, но и приносить пользу стране, быть созидателем, является основой всей воспитательной работы в любом образовательном учреждении.

 

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».